Классификация Black Metal
Прото-блэк
Прото-блэк (англ. Proto-Black metal) или классический блэк — блэк-метал в его изначальном виде, ещё не отделившийся до конца от трэш-, или хэви- (как это было с группой Mercyful Fate) метала. Бласт-бит прослеживается далеко не во всех композициях, вокал, за исключением группы Bathory, не слишком высокий. Сейчас почти не встречается.
Родоначальники: Bathory, Celtic Frost, Hellhammer, Mercyful Fate, Sodom, Venom, Sarcofago.
Типичные представители: они же, кроме того, Amazarak (Бразилия), Aura Noir, Damnation (Швеция), Inquisition, Tearstained, Gravewϋrm.
Тру-блэк
Тру-блэк (англ. True Black metal) — «истинный блэк-метал») — самое радикальное, «чистое» направление блэка. Идеологически правильными в тру-блэке можно считать тексты на такие темы как антихристианство, сатанизм, дьяволопоклонничество, люциферианство,Оккультизм. Стиль возник в Норвегии. Музыка как правило предельно простая, зачастую примитивная, хотя встречаются группы с высоким исполнительским мастерством, играющие тру-блэк с довольно сложной структурой.
Подвидом тру-блэка является raw black metal (англ. raw — сырой), композиции записаны одной дорожкой без потоков и с перетяжелённой гитарой.
Слово "Тру" в среде поклонников блэк-метал зачастую используется как характеристика идеологической направленности группы, то есть группа, не придерживающаяся идеологии сатанизма, считается «не истинной» (отошедшей от канонов стиля).
Родоночальники: Mayhem, Tormentor (Венгрия), Burzum, Darkthrone, Thorns, Immortal, Marduk.
Типичные представители: Carpathian Forest, Gorgoroth, Satyricon (первые 3 альбома), Mütiilation, Lucifugum (позднее творчество), 1349, Enthroned, Judas Iscariot, Deathspell Omega (раннее творчество), Nachtmystium, Satanic Warmaster, Ragnarok, Beherit (1989—1993), Туман, Trelldom, Moonblood, Nighthatred.
Мелодик блэк-метал
Группы, играющие в этом стиле, характеризуются привычными для жанра вокалом (скримингом, реже гроулингом), бласт-битом. Тем не менее звучание отличается от традиционного, прежде всего за счет меньшего использования дисторшна (в том числе встречаются чистые гитарные соло), усложнённой структуры (например, чередования быстрых и медленных частей) и преобладающей роли «атмосферных» клавишных. Некоторые группы по музыке и тематике песен (вампиризм) близки готик-металу.
Родоначальники: Dimmu Borgir, Dissection.
Типичные представители: Abyssos, Agathodaimon, Ancient, Ancient Ceremony, Catamenia, Daemonarch, Dark Fortress, Dismal Euphony, Dornenreich (раннее творчество), Graveworm, Hecate Enthroned, Illnath, Lord Belial (раннее творчество), Naglfar, Old Man's Child, Siebenbürgen (раннее творчество), Theatres des Vampires (раннее творчество), Twilight Ophera.
Симфо блэк-метал
Симфонический блэк-метал (англ. Symphonic Black metal) — «симфоническая» разновидность блэка. Для симфоник-блэка характерно широкое использование клавишных, иногда оркестровых арранжировок и женского вокала.
Родоначальники: Cradle of Filth, Dimmu Borgir, Emperor
Типичные представители: Alghazanth, Anorexia Nervosa, Finnugor, Darzamat (раннее творчество), Mork Gryning, Tvangeste, Tyrant (Япония), Vesperian Sorrow, Astaroth (Австрия; позднее творчество), Noromi Lucalen (Россия, Великий Новгород), Limbonic Art.
NSBM
Национал-социалистический блэк-метал (англ. National Socialist black metal, NSBM). Принадлежность групп к этому жанру определяется текстами, которые идеологически ориентированы на расизм, нацизм, антисемитизм. При этом подавляющее большинство исполнителей сочетает нацизм и антисемитизм с язычеством, что роднит жанр с пэган-металом, однако есть и сочитающие с True (сатанистской) тематикой. Музыка может варьироваться от фолк-рока до классического блэк-метала; отдельные группы по звучанию близки к Rock Against Communism (заметно влияние панк-рока и Oi!)Родоначальники: Absurd, Morke (Германия), Graveland (Польша), Kristallnacht (Франция).
Типичные представители: Grand Belial's Key (США), Nokturnal Mortum (позднее творчество), Warhead (Польша/Украина), Темнозорь, Branikald, Forest (Россия), Thor's Hammer, Capricornus, Kataxu (Польша).
Пэган-блэк
Языческий блэк-метал (англ. Pagan Black metal), для него характерно отсутствие сатанинской идеологии при сохранении враждебного отношения к христианству. Близок к NSBM, в частности их роднит наличие в текстах элементов расизма или антисемитизма. Одним из идеологов языческого блэк-метала, основанного на скандинавской мифологии, является Варг Викернес.
Родоначальники: Ulver (ранний), Behemoth (до `99 Satanica), Satyricon.
Типичные представители:Arkona, Severgore, Argar, Belenos, Heiden, Hel (Германия), Kampfar, Menhir (Германия), Minas Morgul (Германия), Odal (Германия), Raven Dark, Riger, Sigma Draconis, Skyforger, Sunchariot (Россия), Światogor, Tharaphita, Triskèle, Trollech, Udainsakr, Uranus, Велимор, Темнозорь.
Викинг-блэк
Викинг-блэк (англ. Viking Black metal) — результат смешения блэк-метала с викинг-металом. Стилистикой текстов похож на Pagan black, но часто идейно насыщен последней битвой — Рагнарёком. Тексты повествуют о древних битвах северных воинов с захватчиками или наоборот об ограблении монастырей во славу северных богов, о преданиях, легендах, былинах и мифах.
Родоначальники: Bathory.
Типичные представители: Enslaved, Thyrfing, Black Fog, Der Henker, Empyrean Plague, Lindisfarne, Thrudvangar, Ulvhedin.
Атмосферный блэк
(англ. Atmospheric Black metal) Часто перекликается с depressive black metal’ом. Добавлены клавишные вставки. Тематикой текстов часто является природа (в частности лес).
Родоначальники: Summoning, Carpathian Full Moon
Представители: Profanum,Basarab, Darkestrah, Abyssum, Nae'blis, Wanderer, Ancient Wisdom, Algaion, Ceremonial Embrace, Gaoth Anair, Mournful Night, Evol, Thy Repentance, Archaicus, Cimetière, Walknut, The Firstborn, Archaicus, Astaroth (позднее творчество), Triste, Sear Bliss.
Эмбиент-блэк
Эмбиент-блэк-метал (англ. Ambient Black metal) часто перекликается с депрессивным блэком. Добавлены клавишные пассажи, отдельные звуки, шумы природы. Музыка не тяжёлая и далёкая от black’а, но лирика оставлена от прародителя. Зачастую к этому направлению причисляют эмбиентные сайд-проекты блэк-метал музыкантов.
Родоначальники: Burzum (альбом Dauði Baldrs (1997)).
Представители: Abruptum, Darkspace, Paysage D`Hiver, Henoth, Vinterrikket, Stalaggh, Svartthron, Viking Crown (последний альбом), Dissidens, Forest Silence.
Депрессивный блэк
Депрессивный блэк-метал (англ. Depressive Black metal) отличается большой длиной и небыстрым темпом композиций, зацикленной структурой, монотонностью, неагрессивным звучанием, «акцентирующими» клавишными. Основной тип вокала —- шрайк (от нем. Schrei - «вопль») —- истеричный, верещащий вой. Вокалисты иногда с помощью воя акцентируют внимание на концовке такта. Соло отсутствует. Тематика текстов — тоска, апатия, депрессия, отчаяние, самоубийство. Иногда используется равнозначный термин Suicidal Black Metal.
Родоначальники: Strid (EP Strid (1995)), Burzum, Abyssic Hate, Nortt.
Представители: Shining, Xasthur, Wedard, Winds Of Sorrow, Saol, Sorrows, All The Cold (Russia, Murmansk), Nocturnal Depression, Beatrik, Silencer, Nyktalgia, Happy Days, Anti, Sterbend, Svart...
Индустриальный блэк
Индастриал-блэк-метал (англ. Industrial Black metal) представляет собой индастриал-метал, в который добавляются элементы блэка, в первую очередь очень плотные и быстрые ударные (обычно с использованием драм-машины), скриминг как основной тип вокала и типичные для блэк-метала тексты.
Родоначальники: Mysticum, Helheim (also know as The Helheim Society)
Представители: Aborym, Ad Hominem, Ars Macabra, Atomtrakt, December Wolves (альбом «Blasterpiece Theatre»), Diabolicum, Godkiller, Mysticum, Ordo Tyrannis, Shade Empire, Stagnatus, The Axis of Perdition, Therm.Eye.Flame, Tidfall, Troll (позднее творчество), The Kovenant, Blacklodge.
Пост-блэк
Пост-блэк-метал (англ. Post-Black metal) — возникший в середине 1990-х годов подвид блэка. Характеризуется усложнением структуры композиций, полифоническим звучанием, эклектичностью, добавлением элементов классической музыки, индастриала, трип-хопа и электронной музыки). Партии всех инструментов гораздо разнообразнее, чем в классическом блэк-метале. Многие группы, играющие в этом стиле, часто называют авангардным блэк-металом (англ. Avante-garde black metal).
Родоначальники: Blut aus Nord, Sigh, Mayhem (поздний).
Типичные представители: …and Oceans, December Wolves (альбом Blasterpiece Theatre, 2002 г.), Ephel Duath, Fleurety, Ordo Draconis, Sariola, Seth (после 2000 года), Solefald, The Firstborn, Transcending Bizarre?, Ved Buens Ende.
Христианский блэк
(англ. Unblack metal)
Этот стиль мало чем отличается от обычного тру-блэка по звучанию, однако имеет противоположную ему идеологию. Стиль был создан как противовес антихристианской тематике текстов блэк-метала. Христианские блэк-металисты даже посещают христианские музыкальные фестивали. Но тем не менее, данный стиль достаточно противоречив т.к. блэк признан считаться тёмным металом и не может сочетаться с противоположным ему стилем, как христианский метал и посему вызывает крайне негативную критику.[источник?]
Родоначальники: австралийская группа Horde (1994 год).
Представители: Antestor, Admonish, Slechtvalk, Евроклідон, Arvinger, Crimson Moonlight, Sorrowstorm, Kekal, Drottnar, Vaakevandring, Deborah, Lengsel, Frost like Ashes, Blood Covenant, Holy Blood, Parakletos, Райский звон.